ПРЕМЬЕРА! ОПЕРА «ДОН ПАСКУАЛЕ»
  • Большой зал
  • Опера
  • продолжительность

    2:30
  • количество антрактов

    1
  • язык

    Ru
  • возраст

    16+
Даты выхода
Содержание

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1.

Главный герой, Дон Паскуале, пожилой богатый холостяк, решивший жениться. Дон Паскуале расхаживает по комнате; он задумал лишить наследства своего племянника Эрнесто. Появляется старый друг Дона доктор Малатеста.  Малатеста нашел как раз то, что желает Дон Паскуале— молодую девушку, готовую стать его женой. Это сестра Малатесты -  Софрония. Он описывает ее в арии «Bella siccome un angelo» («Красива, как ангел»). Дон Паскуале обрадован и восхищен. Он требует, чтобы его будущая жена была немедленно доставлена к нему. В своем монологе Дон Паскуале уже представляет себя отцом шестерых детей.

Появляется молодой Эрнесто. Эрнесто отказывается жениться на той, которую Дон Паскуале выбрал для него, поскольку он страстно влюблен и предан Норине. Дон Паскуале раздражен, угрожает отлучить Эрнесто от дома и сообщает племяннику, что сам намеревается жениться. Теперь Эрнесто  будет лишен наследства и не сможет жениться на Норине. Прежде чем уйти, расстроенный Эрнесто дает небольшой совет дяде: не торопитесь жениться, не посоветовавшись с доктором Малатеста. Дон Паскуале, признается, что это он уже и сделал и, что он намеревается жениться на сестре доктора. Эрнесто понимает, что Малатеста, которому он всегда доверял, его предал.

 

Сцена 2.

Комната Норины. Она читает любовный роман и  хвалит сама себя за то, что, как и героиня ее книги, вполне сведуща в хитрости любви. Ей приносят письмо от Эрнесто. Вбегает Малатеста, чтобы сказать ей, что его план сулит успех. Но Норина передает ему письмо Эрнесто. Малатеста вслух читает его и узнает, что сердце юноши разбито. В письме Эрнесто называет Малатесту негодяем, говорит, что будет лишен наследства из-за дядиной женитьбы, сообщает о своем намерении как можно скорее покинуть Рим и  Европу.

Малатеста оправдывается. Он обещает, что Эрнесто будет очень рад остаться, когда услышит о его новом плане. Он состоит в том, чтобы представить Дону Паскуале Норину как его —Малатесты — сестру Софронию, которая на самом деле находится в монастыре (и которую дон Паскуале тоже не видел). Дон Паскуале с радостью согласится жениться на ней, а кузен Малатесты в качестве нотариуса исполнит фиктивный брачный обряд. Затем Норина устроит Дону Паскуале такую несносную жизнь, что он в отчаянии будет рад сбежать из дому.

Малатеста и Норина поют дуэт, в котором доктор наставляет Норину, как ей вести себя в ее новой роли. Она должна научиться в начале быть скромной сельской девушкой, а в один прекрасный момент превратиться в истинную мегеру. В финале сцены доктор и  Норина предаются безудержному веселью, предвкушая реванш над Доном Паскуале.

 

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1.

Дом Дона Паскуале. Грустный Эрнесто поет драматичную арию «Cerchero lontana terra» («Пойду искать далекие края»). Полагая, что он лишен наследства и потерял свою Норину навсегда, он решает уехать и закончить дни свои в печали и скорби. Эрнесто уходит.

Входит Дон Паскуале. Выпроводив слуг, он  прохаживается, восхищаясь своей «великолепной фигурой»: «Если тебе за семьдесят, никогда не говори, что ты устал... шагай осанисто, бодро... — бормочет он сам себе, — тогда никто не скажет, что тебе столько лет».

Появляется Малатеста, чтобы представить Дону Паскуале Норину как Софронию; ее лицо закрыто вуалью. Вместе они поют терцет: она притворяется, будто испугана и едва не теряет сознание. Малатеста утешает ее и говорит, чтобы она мужалась, а дон Паскуале выражает восторг, но опасается, «столь же ли прелестно личико под вуалью, как и все остальное». Норина мастерски исполняет свою роль застенчивой девушки, только что вышедшей из монастыря. В конце концов, она поддается на уговоры приподнять свою вуаль. Дон Паскуале сражен. Он делает ей предложение; она его принимает; Малатеста приглашает нотариуса. Для контракта необходим свидетель. Поблизости оказывается Эрнесто. Он чуть не срывает весь замысел. Малатеста, однако, успевает отвести его в сторону и сказать о том, что контракт фальшивый. Эрнесто соглашается участвовать в этом фарсе. Документ подписан, и нотариус удаляется.

Неожиданно для Дона Паскуале, но согласно плану Малатесты, Норина превращается в настоящую мегеру. Она отталкивает Дона Паскуале, когда тот намеревается обнять ее, и говорит ему, что он слишком стар. Затем она приказывает удвоить жалованье слугам и отдает распоряжение домоправителю, чтобы он немедленно нанял еще двадцать четыре слуги. Она приказывает, чтобы были приобретены новая карета и новая мебель. Тем временем Дон Паскуале стонет и охает; он бормочет, что все это его погубит. Восхищенные Эрнесто и Малатеста поздравляют друг друга; Дон Паскуале клянет свою судьбу. Квартет превращается в грандиозную кульминацию всего действия.

 

АНТРАКТ

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1.

Дон Паскуале в отчаянии. Норина, его мнимая новая жена, заказала всевозможные пышные наряды, и ему  надлежит оплатить счета.

Входит Норина и, не глядя на Дона Паскуале,  сообщает, что она собирается в оперу. Дон Паскуале пытается преградить ей путь, но получает резкий отпор. «Старикам нужно рано ложиться спать», — мстительно говорит Норина. Она отталкивает его и, бросив ему последнее оскорбление, с веселым видом уходит, как бы нечаянно обронив письмо. Дон Паскуале поднимает его и читает. Это любовное послание для «дражайшей Софронии», в котором назначается время и место в саду для свидания. Вне себя от негодования, Дон Паскуале пишет записку Малатесте, сообщая ему, что он болен, и  выходит из комнаты.

Являются новые слуги. Они очень возбуждены и счастливы, что их наняли в этот дом, где им так хорошо заплатят. Однако, они  должны соблюдать приличия, чтобы сохранить работу в этом замечательном доме. Слуги расходятся.

Появляется Дон Паскуале, горько жалующийся на свою судьбу. Он желает, чтобы Эрнесто женился на Норине. Его «жена» растранжирит все его состояние. А теперь она собирается на свидание с любовником. В  дуэте Малатеста предлагает Дону Паскуале свой собственный план. «Застанем их врасплох в саду, —говорит он. — «Мы спрячемся в беседке, чтоб жену твою подслушать, и коль она и вправду согрешит, прогоним ее». Дон Паскуале убежден, что этот план слишком мягок. Однако он соглашается выгнать жену, если она виновна, в то время как Малатеста иронически обещает, что он уж постарается, чтобы так и было.

Сцена 2. 

Ночь в саду дома Дона Паскуале. Звучит одна из самых красивых арий в опере «Com’e gentil» («Чудесная ночь»). Это Эрнесто поет серенаду Норине, повествуя о своей страсти. Выходит Норина. Вместе поют лирический дуэт.

Появляются Дон Паскуале и Малатеста. Норина притворяется, что напугана. Дон Паскуале с Малатестой начинают искать ее любовника. Никого не обнаружив, Дон Паскуале требует, чтобы Норина убиралась из его дома,  но она напоминает ему, что это ее дом. Малатеста объявляет, что завтра в доме должна появиться еще одна хозяйка. Это будет жена Эрнесто, «вдова» Норина. Фиктивная жена Дона Паскуале Софрония (она же, Норина) изображает гнев.

Зовут Эрнесто и говорят ему, что его дядя одобряет его женитьбу на Норине. Дон Паскуале хочет увидеть невесту племянника. Малатеста подводит к нему Норину.

Малатеста все объясняет Дону Паскуале. Дон Паскуале на всех сердит, но уступает уговорам Норины и Эрнесто и благословляет их брак.  

Словами Малатесты «Bravo, bravo, Don Pasquale» («Браво, браво, дон Паскуале») начинается последний квартет («La moral di tutto questo» — «Мораль всего такова»), в котором все рассуждают о том, как глупо старику ухаживать за молодой девушкой, ведь ни к чему хорошему это не приводит.

 

 

 

 

Санкт-Петербургский «Театр «Мюзик-Холл»
представляет 

Гаэтано Доницетти 

«ДОН ПАСКУАЛЕ»

опера в 3-х действиях

Инициатором новой постановки стал художественный руководитель театра «Мюзик-Холл», итальянец по рождению Фабио Мастранджело. Впервые на сцене театра  он  решил  поставить оперный спектакль и выбрал для этого комическое произведение своего соотечественника  Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».  Написанная за 11 дней опера-буффа  «Дон Паскуале» – одно из самых удачных сочинений композитора, сохраняющее непреходящую популярность.

«Тот, кто женится в старости, совсем выжил из ума», – такими словами заканчивается опера «Дон Паскуале». Это ироничное изречение мудро подытоживает злоключения главного героя, богатого старого холостяка, решившегося на брак и обманутого своим племянником Эрнесто и его юной невестой Нориной. 

«Дон Паскуале» является эталонным произведением жанра опера-буффа. Это великолепный образец комедии, которой подвластно даже столь академичное искусство, как опера, а феноменальный успех этого произведения – достойная дань таланту его создателя, маэстро Доницетти. Каждому персонажу композитор дает очень точную музыкальную характеристику. Музыка, как и замысел спектакля в целом толкает на эксперименты, пробуждает фантазию режиссёра и художника. Режиссер-постановщик с мировым именем Ханс-Йоахим Фрай (Австрия) в своей постановке открывает зрителям искренность и драматическую глубину этой на первой взгляд легкомысленной комедии. По идее режиссера действие оперы перенесено в Рим 60-х годов XX века. На сцене театра воссоздан романтический мир Италии, вдохновленный атмосферой фильмов мастера итальянского кинематографа Федерико Феллини. Для погружения в солнечную атмосферу Рима художник-постановщик Пётр Окунев и видеохудожник Вадим Дуленко используют оригинальный зрелищный видеоряд. Также проекции помогают воссоздать на экране богатый внутренний мир главных героев. Подвижные декорации сочетаются с видеопроекциями, что делает постановку максимально эффектной и динамичной.

Особый шарм и элемент богемности спектаклю придадуют костюмы модного петербургского дизайнера, художника по костюмам Елены Бадмаевой, которая также вдохновлялась образами из кинофильмов «Сладкая жизнь» и «Ночи Кабирии» Феллини.

В постановке театра «Мюзик-Холл» забавный сюжет, тонкий юмор, комические ситуации с переодеваниями создают зрителям праздник жизни и театра. Благодаря музыке Доницетти на сцене ни на мгновение не угасает кипучая энергия персонажей, которые будто вышли из комедии дель арте. Настоящим Панталоне выглядит скупой, нелепый и обаятельный Паскуале, вечно страдающим влюбленным Пьеро – его племянник Эрнесто, а находчивый плут «Бригелла» – Малатеста и очаровательная, но расчетливая «Коломбина» – Норина составляют блестящий дуэт, движущий интригу этой постановки.

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

Спектакль идет с одним антрактом

Подробнее
Постановщики
Музыкальный руководитель и дирижер
Фабио Мастранджело
Режиссер-постановщик
Ханс-Йоахим Фрай
Художник-постановщик
Пётр Окунев
Художник по костюмам
Елена Бадмаева
Видеоконтент
Вадим Дуленко
Художник по свету
Иван Никитин
Ответственный концертмейстер
Ирина Теплякова
Исполнители
Дон Паскуале
Николай Каменский – лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра / Юрий Мончак - солист Михайловского театра
Доктор Малатеста
Владимир Целебровский – заслуженный артист Карелии, солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» / Тигрий Бажакин – лауреат международных конкурсов, солист театра «Мюзик-Холл»
Эрнесто
Савелий Андреев – солист театра «Мюзик-Холл» / Лю Иньлун - лауреат международных конкурсов
Норина
Анна Викулина – лауреат международных конкурсов, солистка театра «Мюзик-Холл» / Светлана Мончак - солистка Михайловского театра, дипломант Всероссийского конкурса
Нотариус
Сергей Костевич – солист театра «Мюзик – Холл»
Новость
Телеканал «Санкт-Петербург»: В «Мюзик-Холле» с аншлагом прошла премьера оперы «Дон Паскуале»
28 Сентября
Новость
«Первый канал» о премьере оперы «Дон Паскуале»
28 Сентября
Новость
Портал «Музыкальные сезоны» о премьере оперы «Дон Паскуале»
14 Октября
Новость
Телеканал «СОК» о премьере оперы «Дон Паскуале»
5 Октября